КУЛЬТУРА:
ГРИГОРИЮ КУКАРЕКЕ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ
"НАРОДНОГО ПОЭТА КАЛМЫКИИ"
Первое стихотворение было опубликовано в ноябре 1963 года в районной газете «Вперёд». В 1965 году появилась публикация в газете «Комсомолец Калмыкии». Большую роль в определении поэтического пути сыграли дни калмыцкой литературы в Яшалте в 1968 году, писатель Т. О. Бембеев отметил стихи Г. Кукареки. В 1969 году Григорий Григорьевич переезжает в Элисту. Первое время он работал на радио, затем был принят литературным консультантом в Союз писателей Калмыкии. Его стихи печатались на страницах газет и журналов Калмыкии, на страницах молодежных газет Ленинграда, Горького, Иванова, Запорожья. Поэт публиковался также в журналах «Волга», «Дон», «Прапор» (Орган Союза писателей Украины), в антологии молодых поэтов России «Березовый колодец» (Киев: Изд-во «Молодь», 1972), в сборнике молодых литераторов Калмыкии «Души прекрасные порывы» (1971). В 1973 году, поэт поступает учиться заочно в Литературный институт имени А. М. Горького. Рекомендацию написал Т. О. Бембеев. В 1974 году издана первая книга стихов «Журавли над Манычем». А. Г. Балакаев, благославляя первый сборник, отметил: «Очень точно и свежо найденные образы» – «и саженцы – грудные дети, кормящий матери-земли, пристав на цыпочки, по степи друг дружку за руку вели...». В 1979 году вышла вторая книга «Степные свидания». Наряду, с патриотической гражданской лирикой, большую часть сборника занимает интимная лирика, воспевающая любовь, дружбу. Кропотливая работа составителя по изданию сборника «Слово о Калмыкии» в 1980 году – это большой вклад поэта в Калмыкиану. «Слово о Калмыкии» вошло в каталог миниатюрных изданий за первую половину 90-х годов XX века, изданный в Англии. В 1983 году издается сборник «Тюльпаны на солончаке», названный по одноимённой поэме. В 1984 году опубликован сборник «Чистое поле». В статье «С любовью к земле» поэт А. Тер-Маркарьян пишет: «Образная культура стихов поэта ёмкая, локальная. Идет она от знания природы и людей. Особого разговора заслуживают миниатюры, где автор в малой форме сумел донести многие философские проблемы – любви к малой Родине, радости жизни, добра и зла». Этот край мне сызмальства дарован. Есть печать – мой след по солонцам. Журавлиной цепью я прикован Навсегда к приманычским степям. В 1987 году издан «Поклон колодцу: Степные этюды». Писатель В. В. Прокопенко в отзыве на сборник писал: «Поэт дебютирует в качестве прозаика с книгой лирической прозы о природе нашего степного края... Это и поклон и людям, вырывшим его, это и поклон солончаковой степи, пропитанной также и соленым потом людей, преображающим ее...» Природа родного края, в которой поэт ищет нравственную опору, раздумья о дальнейшей судьбе степи и ее обитателей составляют основное содержание книги стихов «Сиреневые ночи», изданной в 1991 году. Значительное место в книге занимает любовная лирика. Г. Кукарека активно сотрудничает с детским журналом «Байр». В его «библиотечке» вышли книги: «Шел Егорка на рыбалку», «Степная колыбель», «Ласточки – береговушки», «Мир пернатых», «В колыбели ковылей» (в соавторстве с Д. Кугультиновым). Поэтом осуществлены переводы стихов на русский язык украинских поэтов П.Ребро, М.Лиходида, А.Стешенко и других; переводы стихов народных поэтов Калмыкии С. К. Каляева, Т. О. Бембеева, X. Сян-Белгина, С. Бадмаева, Н. Санджиева, И. Бадма-Халгаева и других. Григорий Кукарека – литературный консультант книги «И друг степей калмык…», автор вступительной статьи к ней «Книга, нужная читателям», изданной Национальной библиотекой в 2009 году к 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Биография и библиография творчества поэта вошли в библиографическое пособие «Литературные портреты», изданное в 1990 году Национальной библиотекой им. А. М. Амур-Санана. Национальной библиотекой подготовлены и изданы методико-библиографические пособия по творчеству Г. Кукареки: «Поэзия любви и добра» (1998), «Поэзия в защиту природы» (2003), «Этот край мне особенно дорог…» (2003) |
Источник: http://kalmykia-online.ru/news/6346#ixzz2lk44ByT5
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна
Follow us: @kalmnews on Twitter | kalmnews on Facebook
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДРЕВНЕГО БОГА
Со дна реки Дрисса (Россонский район, Витебская область) минские дайверы совместно с полоцкими археологами подняли древнего идола, который предварительно датируется VI-XII вв. По словам специалистов, находка уникальна в мировом масштабе. Около тысячи лет деревянное изваяние, аналогов которому нет в славянском мире, пролежало на участке, который сейчас находится под водой на глубине 3-4 метров. Артефакт привезли в Минск для подробной экспертизы. Удивительной кажется и история его обнаружения.
- Об идоле узнали, только когда среди знакомых этих подводных охотников появился человек, который увлекается археологией, Анатолий Бельчиков. Он знаком со мной, и, как только услышал про изваяние, расспросив у охотников подробности, сообщил об этом мне, - рассказывает заведующий кафедрой истории Полоцкого государственного университета Денис Дук. - Мы выехали на место находки, поныряли и поняли, что это стоящая вещь, гораздо лучше того, что мы предполагали увидеть... Идол весит под 150 кг. (!) Было принято решение поднять изваяние из воды. За помощью полоцкие археологи обратились к минскому дайвинг-клубу "Капитан Морган".
- Поднимали мы его около часа, - вспоминает руководитель дайвинг-клуба "Капитан Морган" Вячеслав Романович. - Идол очень тяжелый, килограммов под 150! Сделан он из большого сука дуба, его основание было все засыпано песком, поэтому сначала мы размыли его с помощью грунтососа, затем с помощью специального, грубо говоря, воздушного шара подняли над дном, сплавили вниз по течению до отмели, откуда и достали на поверхность...
Фото с форума belklad.by
По словам Дениса Дука, о подобных находках можно только мечтать.
- Для славянского мира это уникальнейшая находка! Это артефакт мирового масштаба, - восхищен специалист. - Это удивительное стечение обстоятельств, что он сохранился и нам удалось его найти.
По словам эксперта, изваяние могло очутиться в реке после того, как на прилегающей территории было принято христианство: тогда намеренно уничтожались древнеязыческие идолы.- Вероятно всего, этот идол был сожжен, но огонь несущественно повредил его нижнюю часть, после чего его сбросили в реку. А река великолепно сохраняет дерево, особенно дуб, - поясняет собеседник. - Важно, что фигура осталась стоять в вертикальном положении, ведь если бы он упал, остался бы лежать на дне, погребенный песком...
По
наблюдениям Вячеслава Романовича, сверху идол был прижат несколькими
бревнами, видимо, упавшими на него за тысячу лет, возможно, еще и
поэтому течение его не сдвигало. Высота древнего изваяния около 1м 20см,
ширина - 1м 3см, диаметр ствола - 70 см в самом широком месте, а в
самом узком - 60 см.
- Его вес, на вскидку, 150-200 кг, очень тяжелый, - отмечает Денис Дук. - Вчетвером его еле-еле загрузили...
Возраст идола установит экспертиза
Когда было принято решение о поднятии артефакта, археологи стали искать учреждение, готовое организовать дальнейшую консервацию и реставрацию находки - ведь дерево, извлеченное из воды, где оно находилось около тысячи лет, может серьезно повредиться. Институт истории Академии наук Беларуси согласился провести необходимые процедуры с последующим экспонированием идола в музее.
- После проведения экспертизы можно будет точно сказать его возраст, определив год срубки дерева, - говорит Денис Дук. - Приблизительно это времена христианизации полоцкой земли, XI-XIIв. Но вполне может оказаться, что идол мог попасть в воду и гораздо раньше в следствие какого-то катаклизма. Как отмечает специалист, ствол дуба, из которого сделан идол, выпилен, после чего он был сильно обтесан топором, а потом с помощью долота было сделано изображение. - Есть следы того, что дерево пилили, а пилы у нас начали употреблять только с VI-VII в, - обращает внимание Денис Дук. По словам Вячеслава Романовича, идол обнаружен в месте реки, окруженной лесом.
- Судя по всему, когда-то там был достаточно населенный район, - предполагает он. - В округе много курганов, самые старые из которых датируются VI в. Возможно, там было капище, а потом река изменила свое течение.
Велес или Перун?
Анализируя изображение лица и шеи идола, эксперты предполагают, что найдено божество высшего пантеона языческих богов: Велес или, возможно, Перун.
Источник - http://news.tut.by/society/245679.html
Фестиваль казачьей культуры в 19-й раз проходит в Адыгее
28 мая в поселке Тульском Майкопского района Адыгеи открывается региональный фестиваль казачьей культуры.
В конкурсной программе ежегодного, 19-го по счету фестиваля примет участие около 70 взрослых и детских коллективов, а общее число участников составит более 1,5 тысяч человек.
На фестиваль казачьей культуры в Адыгею съедутся коллективы из Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской и Астраханской областей, Дагестана, Чечни, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Впервые в рамках фестиваля выступят творческие коллективы из Иркутска, Оренбурга и Воронежа.
В рамках фестиваля пройдут конкурсы взрослых и детских вокальных коллективов, исполняющих казачьи песни.
По традиции в качестве почетных гостей и учредителей призов фестиваля будут первые лица Республики Адыгея, Краснодарского края и Кубанского казачьего войска.
Фестиваль "Славянский перезвон" прошел в Калмыкии
23 мая в Элисте в сквере преп. Сергия Радонежского состоялся фестиваль народной и духовной музыки "Славянский перезвон".
Как сообщил секретарь Элистинской и Калмыцкой епархии о. Алексей Грищенко, фестиваль был организован в честь праздника Славянской письменности и культуры по благословению архиепископа Зосимы...
В мероприятии приняли участие детско-юношеский хор Воскресной школы Казанского кафедрального собора, вокальная студия "XXI век" Дворца детского творчества Элисты и ансамбль народной песни "Степняночка". Всего выступили более ста артистов.
Ранее в Элисте прошли VIII Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные проблемам и перспективам образовательного проекта по апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и рассмотрению вопросов сотрудничества Церкви и традиционных религиозных организаций России в осуществлении образовательного эксперимента.
В чтениях приняли участие представители традиционных религиозных конфессий, представители калмыцкого парламента, правительства республики, ученые, педагоги, издатели и другие.
Славяне в Калмыкии...
В самом конце прошлого года в Калмыкии была зарегистрирована еще одна Общественная организация. Ее отличие от других состоит в том, что актив не выдвигает ни одного политического лозунга, не противопоставляет себя кому бы то ни было, не заявляет никаких требований. Называется эта организация «Центр славянской культуры Калмыкии». Узнав о появлении такой организации, почитав основные тезисы, мы встретились с одним из ее учредителей, председателем Координационного Совета Региональной общественной организации «Центр славянской культуры Калмыкии», поэтом, бардом, прозаиком и публицистом Анатолием Савиновым.
Корр. Анатолий, расскажите немного о себе.
А.С. Что тут рассказывать... Родился как все, рос, как миллионы других, учился в Элистинских школах, сперва в 14-й, а потом в 12-й.
Лет с тринадцати стал писать стихи. Но, то ли вирши мои были тогда настолько плохи, то ли учителя недальновидны, какой либо поддержки на этом поприще я тогда не получил.
Дальше был техникум, судостроительный, в Николаеве. Правда, стать потомственным, (вся родня по маминой линии - корабелы), мастером корабельных дел мне не довелось. Пришлось вернуться домой. Когда б не получил в техникуме навыки сварщика, и не устроился в ПТО "Калмыцкое", была когда-то такая организация с замечательным трудовым коллективом, кто знает куда завела бы меня кривая судьбы.
Дальше была армия: два сумасшедших года, которые, что бы там ни было, я не желаю вычеркивать из своей жизни. Ведь там я обзавелся настоящими друзьями, проверенными по всем статьям. Им и теперь я могу довериться без оглядки, хотя прошло уже 23 года.
Корр. Чем занимались после службы?
А.С. После армии был Норильск, с его звенящими морозами и воющими метелями, зудящим комариным летом, и промозглой хлябистой осенью... Нет, постойте, все на самом деле не так: с его бело голубой бесконечностью и пургой такой, что аж дух вышибает. Такую пургу можно только на Таймыре увидеть: 40-50 метров ветер, и сплошная стена снега... Люблю, когда стихия гуляет: словно наблюдаешь за обновлением мира. А после, в уже обновленном небе начинается светопреставление – вспыхивают позари, (севернее сияние)… Лыжи, горы, молодость! Весны на Таймыре не бывает, там зима резко переходит в лето. Зато лето, какое! И день полярный, почти четыре месяца.
Именно в Норильске произошло мое становление как личности, определены приоритеты что ли. Там я состоялся как литератор, как бард и как журналист. С полученным багажом (автор двух книг, соавтор коллективного сборника северной прозы, лауреат премии "Вдохновение") в 2002 году вернулся на свою малую Родину.
Корр. Чем было продиктовано создание ЦСКК?
Если со стороны калмыков эти исследования ведутся, и ведутся с успехом, то о вкладе славян мы знаем очень мало. И не потому, что его не было, а потому, что исследованием этого вопроса всерьез никто не занимался. А между тем, калмыцко-славянский феномен, это возможный рецепт лечения ксенофобии в Российской Федерации.
К тому же, за последние годы, славянская история расширилась, появились, или, что будет правильней, вскрылись исторические свидетельства древности славянской культуры, ранее тщательно скрывавшиеся. Сегодняшние славяне, в том числе проживающие в Калмыкии, совершенно не знают своей истории, которая, и я в этом убежден, поможет сблизить наши народы, упрочить культурно-исторический фундамент под этими отношениями, которого уже никому и никогда не подорвать
Корр. Какие цели и задачи ставит перед собой ЦСКК?
Вторая же, тактическая, – это возвращение в умы и души славян Калмыкии желания изучать, понимать и любить свою историю и культуру. Учиться рассматривать ее в контексте с историями других народов, и находить пути сообщения, а не разобщения.
Корр. Что означает слово "славянин"?
Есть несколько версий происхождения слова «славяне». Правда заглавными, официальными версиями можно назвать три: первое – понятие «славяне» этимологически происходит от «Слово», (словене) то есть говорящие на одном языке. И не просто на одном языке, а на «Слове венедов», прародителей славян. Другая версия предполагает происхождение от слова «Слава» (известность, знаменитость). В древности, как и теперь, славяне по численности и занимаемой территории доминировали среди индоевропейских племен. Таким образом, славяне — это «знаменитые люди», то есть люди, о которых слышно, о которых говорит молва, о которых идет слава. Третья версия, как и другие, пришла из языческих времен. Она гласит: «…у многих народов есть боги которых эти народы боятся, славяне же своих богов Славят …».
Есть и поистине удивительные источники, которые говорят о том, что славянами стали называть племя, 2500 лет до н.э. пришедшее во главе с неким князем Словеном в район Ильмень-озера «и постоиша град и назваше его Словенском», ныне это Великий Новгород. Жители этого города стали зваться словены. Позднее это прозвище распространилось на родственные, пришедшие вслед за ними, племена. Версий много, и все они находятся в состоянии изучения. Поскольку по-настоящему этим вопросом историки озаботились только в середине XVII века, однако после XVIII века, по различным причинам, официальная наука этим не занималась совсем. Сегодня, изыскания идут широкой поступью, вскрывая все новые и новые исторические слои…
Корр. В ЦСКК могут вступить только славяне или вы открыты для всех? И каковы критерии при вступлении в вашу организацию?
Именно поэтому нам пришлось отказаться от религиозных составляющих в своей символике и уставной доктрине.
Корр. Были ли какие-либо организации до вас пропагандирующие славянскую культуру и обычаи?
Корр. Каким образом вы намерены воздействовать на людей, для того, чтобы все лучшее, что осталось от предыдущих поколений славян снова возродилось в России?
Корр. Верите ли вы в то, что сейчас людям необходимо знать о том, что было когда-то давно? Многие ведь сейчас заняты элементарными вопросами - выживания и более-менее сносной жизни.
Корр. Каким образом РОО «ЦСКК» может помочь в возрождении культуры калмыков? И вообще такое возможно?
Корр. Что, по-вашему, сейчас неправильно в нашем современном обществе? Как это можно исправить?
Корр. Вы намерены работать только со взрослыми или будете привлекать и молодежь?
Корр. Почему вы выбрали своим символом именно дуб?
Корр. Задачи, которые поставила перед собой ваша организация, масштабны и трудоемки. Потому искренне желаем вам успехов на избранном поприще и, как говорят у нас в Калмыкии, Белой вам дороги.
РЕГИОН КАЛМЫКИЯ. ЭЛИСТА