Пятница, 26-04-2024, 10:14:15Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | творческая и научная работа | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
» Меню сайта

» Форма входа

» Статистика

» Святослав Храбрый

» Block title

» Block title

» Block title

Научно-теоретическая конференция

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей 
«Юстинский районный Дом детского творчества»
 Региональная научно-теоретическая конференция

 
Тема работы: 
«Параллели национальной игрушки калмыцкого и русского народов».


Подготовил:
Горяев Дмитрий Геннадьевич,
учащийся 8 класса
МБОУ «Цаганаманская гимназия»,
воспитанник МКОУ ДОД
«Юстинский районный ДДТ»

Руководитель:
Г оряева Г алина Эрдниевна,
методист МКОУ ДОД «ЮРДДТ»
Цаган Аман, 2014 год
 
 

Введение

В толковом словаре русского языка под редакцией С. Ожегова первое значение слова игрушка определяется  как «вещь, служащая для игры». Игрушка появляется в жизни человека с момента его рождения. Первая игрушка ребёнка - погремушка. С неё начинается познание маленькие
человеком окружающего мира. Растёт ребенок, меняются и усложняются! игрушки, которые помогают развивать эмоции, получать знания, постигал опыт старшего поколения. Игрушка находит место и в жизни взрослого человека как средство общение и взаимодействия между людьми, как средство воспитания и познания своих детей и внуков.
Возраст игрушки исчисляется тысячелетиями. Самые ранние, известные миру игрушки Древнего Египта датируются серединой III тысячелетия нашей эры. В Эрмитаже хранится миниатюрный античный сосуд, на котором изображена детская двухколесная каталка с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок. Во всех уголках мира находят при раскопках игрушки из самых разных материалов: глины, кости, металла, дерева, ткани, ракушек. С глубокой древности известна игрушка, которую называют кукла. Ученые считают, что кукла изначально служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку.

Игрушечный мир русской избы и калмыцкой кибитки

Погремушки

С древности погремушка была первой игрушкой человека. Постукивая погремушками, матери напевали колыбельные песни. Услышав звук погремушки , малыши переставали плакать и начинали смеяться. И стала погремушка самой настоящей игрушкой для младенцев. Но ещё эти
предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что погремушки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.
В русских семьях, конечно, тоже были погремушки. Только называли их не погремушками, а тарахтушками. Изготавливали погремушки-тарахтушки из того материала, который был самым доступным в каждой местности - где-то это глина, а где-то древесина (например, береза).
Из тыквы получалась лёгкая забавная тарахтушка. Тыкву сначала хорошенько высушивали, а потом внутрь засыпали сухие семечки. Внутрь
погремушки из глины клали камешки. Березовая погремушка представляла собой плетённую из бересты коробочку, заполненную крупой. На погремушке никогда не бывает острых частей, чтобы ребенок не поранился. А чтобы игрушка радовала глаз, её стали раскрашивать в яркие
цвета. Или шили из ярких лоскутков ткани. Погремушки делали даже из пузырей домашних животных-коров, овец, свиней, коз. Пузырь тщательно мыли, сушили, красили, надували и заполняли горохом или другой крупой. Такие погремушки бытовали и у народов, занимающихся скотоводством. У многих народов изготавливали погремушки из обточенных костей. Образец такой калмыцкой погремушки хранится в Юстинском районном музее. Воспроизвёл её много лет назад
житель нашего села Горипов Пётр Лукьянович.

Мяч

Ручной мячик - легкий упругий шарик, способный летать и прыгать, готовый в любой момент вступить в игру. Эта игрушка обладает прекрасными качествами для развития ловкости, быстроты реакции, собранности. С 6-8 лет мячик служит для расширения социальных связей.
Незатейливые ручные мячики бытовали повсеместно. Комок тряпья, ветоши или шерсти обшивали (отсюда название «шитка») тряпкой без всякой особой выкройки. Обшивкой мог послужить даже старый штопаный чулок или носок, для перетяжки мяча использовали пряденые и сучёные льняные или шерстяные нитки. Игры с мячом знали ещё в Древней Руси. Об этом свидетельствуют археологические находки. При раскопках Новгорода, Пскова, Москвы и других древних городов в слоях 10-16 веков найдено множество кожаных мячей. Только в 50-е годы 20 в. новгородские археологические экспедиции обнаружили 120 мячей: тогда впервые стало известно о широком распространении в русском быту среди детей и взрослых игры в мяч. Добротное качество исполнения кожаных мячей говорит о том, что их делали ремесленники - сапожники.
Повсеместно в России дети играли в шерстяные мячики. Овечью шерсть сначала скатывали в руках в плотный клубок, затем бросали в кипяток и оставляли там на полчаса. Сжавшийся шарик снова катали в руках, пока он не станет твёрдым, “как дерево”. После просушки выходил замечательный
упругий мячик, не уступавший прыгучестью резиновому сопернику. Мяч из шерсти в старину широко был распространён в калмыцкой степи. Его изготавливали из белой шерсти чаще всего крупного рогатого скота во время линьки. Начинали катать такой мяч с кусочка сырой глины. После
долгого катания мяч становился ровным и круглым. Ещё предки калмыков делали мяч из круглой головки высохшей берцовой кости крупного животного. Её обтачивали, делала более круглой и удобной для игры.

Игрушки-головоломки

Игрушки-головоломки развивают сообразительность, ловкость, упорство в решении задач. Конечно же, такие игрушки и игры с ними были у каждого народа. Одна из известных таких игр у русских людей была игра в бирюльки. При кажущейся простоте, она требовала ловкости, смекалки, логического мышления. Нужно было разобрать кучку из многих маленьких деталей крючком так, чтобы вытаскивать только по одной и не уронить другие. Популярностью у калмыцкого народа пользовалась игра «двенадцать роговых колец». Чтобы в неё играть, нужно было взять игровой предмет,
состоящий из деревянного бруска, в двенадцати отверстиях которого укреплены кожаными ремешками кольца из рога. Сквозь кольца пропущена деревянная планка с выемкой. Игрок должен освободить эту планку от колец. Выполнить операцию могли далеко не все.

Куклы

На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. За всю историю человечества кукла прошла несколько этапов развития:
Кукла - «игрушка» для богов.
Кукла - оберег
Кукла - настоящая игрушка

Первая славянская кукла - игрушка для богов - Коллодия. Со временем кукла стала защитой от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так ее и звали - оберег. Делали обереги
из ткани, дерева, кости, соломы, ниток. Куклы были самые разные, но одно было общее: у них не было лица!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Юстинский районный Дом детского творчества»

 
Тема работы:

«Интернациональное искусство вышивки»

Подготовил:
Горяев Владислав Владимирович,
учащийся 9 класса
МБОУ «Цаганаманская гимназия»,
воспитанник МКОУ ДОД
«Юстинский районный ДДТ»

Руководитель:
Басангова Валентина Борисовна,
педагог дополнительного образования

Цаган Аман, 2014 год
 
Среди многих направлений декоративно-прикладного творчества вышивку можно с уверенностью назвать одним из интернациональных видов. Вышивка берет свое начало на заре человечества. Смекалка первобытного человека позволила ему придумать, как оградить себя от холода,
использовал для изготовления одежды: точёный камень в виде иглы, о камни, жилы, кожа, шерсть, волосы животных. Всё это вполне созвучно современным иглам, нитям, тканям.
Чтобы сшить куски шкуры, кожи человек придумал стежки. Сначала стежки носили чисто практическую функцию: соединение деталей одежды. Затем люди начали приукрашивать свои наряды примитивными орнаментами. Считается, что это стало первым предназначением вышивки как эстетического украшения и послужило дальнейшему развитию данного рукоделия.
Приспосабливаясь к условиям окружающего мира, человек не объяснить многие явления, но понимал, что зависит от милости природы. В языческие времена вышивка стала исполнять роль оберега, вышитым орнаментам придавался особый смысл. Много тайн могут раскрыть древние орнаменты, если научиться разгадывать их. Через язык символов вышивки наши предки передавали отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древние мастерицы выводили рукой своеобразные заклинания в виде орнамента. Из множества знаков вышивальщицы тщательно отбирали, бережно хранили и повторяли вновь и вновь изделиях лишь те, что, по мнению народа, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче. Вышивкой украшали повседневную и праздничную одежду, постельное белье и другие предметы быта.
 
В древние времена узоры передавались по наследству - от бабушки маме, от мамы - дочери. На протяжении веков женщины поддерживали рукодельные традиции своих предков язычников, а также придумывали новые орнаменты. Искусство шитья и вышивки, бурно развиваясь тысячелетиями, сумело превратиться в любимое занятие многих женщин по всему миру. Замечательными мастерицами издревле слывут русские и калмыцкие вышивальщицы. В теремах и избах на Руси женщины обычно вышивали такими видами шва: простейшие декоративные швы, вышивка крестом, полукрест, счетная гладь, мелкая белая строчка, сквозное шитье, вышивка бисером, шитье шнуром. В войлочных кибитках степные рукодельницы использовали многие их этих же швов.
В русской вышивке используются растительные и геометрические орнаменты, расположенные в виде полос, которые подчеркивают край одежды.  Полотенца и подзоры украшали красочными узорами, изображая фантастических птиц, зверей, растений. Среди русской вышивки наиболее известны такие техники вышивания, как владимирский верхошов нижегородские гипюры, орловские списы, белая и художественная гладь.
Различными декоративными швами по сукну, бархату, атласу, войлоку вышивали калмычки растительные орнаменты, состоящие из причудливы! завитков, стеблей, цветов, листьев. Геометрические орнаменты степнячек включали ромбы, квадраты, круги, треугольники, ломаные линии.
Роскошная вышивка золотыми нитями, которая по легенде впервые появилась во Фригийском царстве (Запад Малой Азии), нашла путь к сердцам и русских и калмыцких рукодельниц. Удивительной красоты старинныеизделия с вышивкой золотыми нитями можно увидеть в Национальном музее имени Н. Пальмова. Ткани для вышивки золотом использовали шёлковые или бархат. Золотое шитьё - вышивка металлической нитью золотого и серебряного цвета. Ранее для такой вышивки применяли нити, выполненные из драгоценных металлов. Такое шитьё было доступно только богатым людям и храмам. Но со временем появились имитации золотых ниток, что послужило проникновению шитья в данной технике в широкие слои населения. В специальной литературе вышивка нитями-имитациями получило название золотое шитьё. Для придания объёма заготавливали материал для настила: картон, сукно, кожа. Вышивку дополняли украшением из бисера, пайеток. Широко применяли канитель. Канитель — тонкая металлическая проволока, туго свитая в спираль.
В книге «Золотое шитьё» Н. Бабушкина указывает, что «всё многообразие приемов золотного шитья можно свести к трём основным швам. Это литой (или кованый) шов, шов «в раскол» и шов «в прикреп». Все швы можно выполнять по настилу: из ниток, из картона (по карте), из тонкой верёвки
или шнура (по верёвочке). Автор называет шитьё по настилу высоким шитьём золотом. Исследователь культуры калмыцкого народа, Д.Сычёв, дает название технике выполнения золотной вышивки на изделиях калмыцких мастериц: «Техника её - это рельефная вышивка по подстилу, исполнялась обычно на чёрном или цветном - красном, синем, фиолетовом - бархате и служила украшением для околыша девичьих шапок и манишек, которые одевались под бешмет. По своему характеру и технике она перекликается с русской северной вышивкой серебром». Замечательный природный материал морской и речной жемчуг вышивальщицы применяли в своих работах. Вышивка бисером появилась примерно тогда, когда научился человек изготавливать бисер. Первый бисер появился в Египте около III тыс. лет до нашей эры и победным шагом распространился по всему миру.
Изумительные по декору уборы из бисера, бусин, жемчуга венчали головы русских красавиц. Строгой сдержанностью отличаются вышитые бисером шапочки калмычек. Каждая вышивальщица отображала в своих работах мировосприятие и мироощущение народа. И если внимательно рассмотреть вышитые традиционные русские и калмыцкие изделия, мы увидим и астральные, и растительные, и зооморфные мотивы, в которых зашифрован быт народа и
его любовь к природе. Образно высказал эту мысль народный поэт Калмыкии Д.Н. Кугультинов
в сказке «Равные солнцу»:
Цвет прозрачно-голубой / Бирюзовым небосклоном /
Распростёрся под иглой. / Нитки золотой взамен /
Вдевши аленькую, стала / Небо от земли Кермен /
Отделять полоской алой... / Вот Кермен, иглу взнуздав /
Нитью жёлто-золотистой, \ Вышила кружок лучистый, /
Солнце малое создав. / И всё также умилённо /
На свою работу глядя, / Шелк в иглу втянув зелёный, /
Вышила густою гладью / Степь, и на степном просторе /
Без предела, без границ / Расцвели тюльпаны вскоре, /
Распорхалось много птиц / Разлеглись стада барашков,.. /
Раньше знакомство с азами вышивки начинали с 7-8 лет, а к 13-14 годам начинали непосредственно обучать приемам изготовления национальной одежды, передавать секреты традиционной вышивки. Техника вышивания того или иного района страны зависит от национальных традиций народа, населяющего ту или иную область. В силу многих исторических обстоятельств постепенно исчезла традиция передачи из поколения в поколение шншо опыта ручного вышивания. В последнее время интерес к национальной вышивке резко возрос. Рукодельницы пытаются соединить в одно целое народную вышивку и современную технику вышивания. С помощью вышивки рукодельницы раскрывают свой талант и воплощают на шш он омые смелые идеи, создавая новые образцы народного творчества. Современные рукодельницы пытаются понять значение орнаментов, дошедших к нам от предков, воспроизвести изделия по старинным образцам
 

Литература

1 Бабушкина Н. В. Золотое шитьё. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 64 с.: с ил. -(Золотые страницы рукоделия).
Батырева        С. Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков 19- начала 20 вв. - Элиста: АОр «НЛП «Джангар», 2006 . - 160 с.: ил.
Житецкий      И. А. Очерки быта астраханских калмыков. Репринтное воспроизведение издания 1893 года. Ставрополь: краевая типография УИПиКТ, 1991.-75 с.
Ковалёв         И. Г. Калмыцкий народный орнамент. - Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1970. - 160 с.: ил.
Кугультинов Д. Н. Сказки/пер. с калм. ; Рис. М. Ромадина. - Переизд. - М.: Дет. Лит., 1981. - 352 с.: ил.
Сычёв Д. В. Из истории калмыцкого костюма. - Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1973. - 168 с.: ил.
7.Эрендженов К. Э. Золотой родник: О калмыцком народном творчестве, ремеслах и быте. /Пер. с калм. А.Аквилева. - 2-е изд. - Элиста: Калм. кн. изд- во, 1990. -125 с.: ил.
 

» А. Савинов:Я иду Элистой

» А. Савинов:Выступление в литмузее г. Москва

» Block title

» Облако тегов

» Block title

» Block title

» Block title
Block content

» Block title
Block content


» Календар
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Copyright MyCorp © 2024